И вот что я скажу: хватит! Хватит придумывать какие-то измышления насчет женских и мужских дней! Я тут попыталась с ними разобраться и совсем чуть не заблудилась в истории.
8 марта – это 23 февраля…
Мы ведь что празднуем? Сначала мужской праздник – День защитника Отечества (причем, делаем вид, что женщины вообще не служат в армии), потом – женский праздник. Поскольку сейчас скоро будет именно 8 Марта, то и начну с него. То есть с 23 февраля! Сейчас все объясню.
Итак, к чему привязана дата женского дня? 8 марта 1908 года состоялся митинг с лозунгами о равноправии женщин. Более 15 000 женщин прошли маршем через весь город, требуя сокращения рабочего дня и равных c мужчинами условий оплаты труда. Где они гуляли маршем? В Нью-Йорке. А какое число в этот день было в России? Вот только не надо говорить, что 8 марта! Россия перешла на Григорианский календарь только 31 января 1918 года, которое автоматически стало 14 февраля 1918 года. И когда американки маршировали с лозунгами, в России было… правильно, 23 февраля.
Когда европейские братья (и сестры!) по Интернационалу отмечали «восьмое марта», в России этот день называли «двадцать третьим февраля». Да, это было недолго, потому что вскоре наступила революция, и вся страна перешла на «европейское время».
Годовщину перенесли с 28 января на 23 февраля…
Но 23 февраля, вероятно, угнездилось где-то в памяти. И когда надо было придумать мужской праздник, эта дата выплыла. Потому что, если честно, никаких особенно важных событий, показывающих доблесть и мощь защитников отечества, в этот день просто не было.
А что было? Утром 23 февраля Совнаркому был предъявлен германский ультиматум. В ночь на 24 февраля он был принят. Но наступление немецких войск продолжалось до подписания мирного договора 3 марта. Это не доблесть.
23 февраля 1918 года было опубликовано воззвание Совета народных комиссаров от 21 февраля «Социалистическое отечество в опасности». Это празднуем? Воззвание СНК?
Еще смешнее про «Красный подарок». Вот, следите за датами: 10 января 1919 года Председатель Высшей военной инспекции отправляет во ВЦИК предложение отпраздновать годовщину РККА 28 января. «28 января, исполняется год со дня издания Советом народных комиссаров декрета о создании Рабоче-крестьянской Красной армии. Было бы желательно отпраздновать годовщину создания Красной армии, приурочив празднование к 28 января, дню издания декрета».
То ли почта плохо работала, то ли просто проволокитили, но просьбу рассмотрели только 23 января. И ВЦИК говорит, мол – опоздали. А 24 января Президиум Моссовета рассматривает вопрос «Об устройстве праздника в ознаменование годовщины создания Красной армии» и совмещает празднование с Днем красного подарка -17 февраля.
«День красного подарка» хотели провести как благотворительную акцию, чтобы население делало пожертвование на подарки для красноармейцев. И опять незадача - 17 февраля оказалось в тот год понедельником. И, понятно, что День красного подарка, а заодно и годовщину РККА перенесли на ближайшее воскресенье, то есть на 23 февраля.
Газета «Правда» тогда писала: «Устройство Дня красного подарка по всей России перенесено на 23 февраля. В этот день по городам и на фронте будет организовано празднование годовщины создания Красной армии, исполнившейся 28 января».
Ага. Годовщина 28 января, оказалась 23 февраля…
День границы
А может, потому 23 феврали прижилось, что еще в самой что ни на есть древней древности этот день отмечали шумно и весело. Римляне отмечали. 23 февраля у них был праздник священных границ, нерушимых рубежей - терминов. Под терминами понимали и государственные границы, и межи частных владений. Было большое число полевых терминов, и был культ одного бога Термина: изображавший его камень находился в Капитолийском храме, что символизировало нерушимость границ Рима.
Ну и прекрасно! На этом можно было бы и закончить: вот есть бог границ – Термин (или Терминус), значит, это праздник защитников границ, а отсюда недалеко и до защитников отечества. Пересчитывать даты в юлианском и григорианском календаре не будем, потому что совсем запутаемся.
Можно еще заодно считать этот день как границу между мужчинами и женщинами. Никто не запретит, вряд ли древние римляне дружно обидятся и начнут возмущаться. Граница – это граница. И какая разница между кем и кем. Кстати, слово «терминал» - вводное и выводное устройство компьютерной системы, или часть порта, предназначенная для погрузки и разгрузки, тоже родом из Древнего Рима. Это – та же граница. «Терминация» — завершение, конец. Кстати, 23 февраля было последним днем старого римского года. И он проводил важнейшую межу во времени… Ничего не напоминает?
Римский сан-салыр
Поскольку сейчас идет Белый месяц, и мы еще помним, что Шагаа- это тоже межа во времени, это – своего рода безвременье, посмотрим, как эту межу отмечали римляне. А поможет нам сам древний римлянин – Овидий, написавший поэму «Фасты».
И вот фрагменты из описания праздника:
«Ночь миновала, и вот восславляем мы бога»
«Ставят алтарь; и сюда огонь в черепке поселянка,
С теплого взяв очага, собственноручно несет.
Колет дрова старик, кладет их в поленицу ловко
И укрепляет с трудом ветками в твердой земле.
После сухою корой разжигает он первое пламя;
Мальчик стоит и в своих держит корзины руках.
После того как в огонь он бросит три горсти пшеницы,
Дочка-девчонка дает сотов медовых куски.
Прочие держат вино, выливают по чашке на пламя».
Что-то очень напоминает: укладывают дрова, приносят огонь, в огонь кладут зерна и сладости…Да, получился такой сан-салыр с римским акцентов в виде вина.
Восьмое ли марта, двадцать третье ли февраля… А все одно – Белый месяц, Шагаа. В этом году начался он 16 февраля, так что еще есть время для празднования. И 8 Марта ему не помешает.
Бабка В Шляпке