Два револьвера в кармане, или Как Минцлов сам себя переиграл

Книга Минцлова «Секретное поручение. Путешествие в Урянхай» у неподготовленного читателя вызывает шок. И все-то здесь не так, думается ему. «Путешествие» заканчивается фразой: «Этими словами я и закончу рассказ о своем путешествии в далекий и дикий Урянхайский край, совершенный вдвоем с женой и парою револьверов в кармане». Но давайте посмотрим, о чем писал Сергей Рудольфович на самом деле.

Библиограф, писатель и авантюрист

Биография Минцлова удивляет своими крутыми поворотами. Сначала он учится в Александровском военном училище. В 1890 был произведен в офицеры. Служил в 106-м пехотном полку в Вильне и Тифлисе. Потом оставил службу и поступил в Нижегородский археологический институт. Участвует в библиографических экспедициях, собирая книги. С февраля 1892 сотрудничал в газете «Кавказ», потом – служба в таможенном департаменте Министерства финансов: «с того же времени начал вести кочевую жизнь сперва по Кавказу, а затем вдоль всей западной границы от Балтийского до Черного моря».

Пишет книги, служит земским начальником, потом чиновником особых поручений при новгородском губернаторе. Опять путешествует, в том числе и по Урянхайскому краю, в Трапезунде (Турция) возглавляет военную газету. После революции едет в Сербию, потом в Германию. С 1922 окончательно обосновался в Риге. Его исторические романы пользовались огромной популярностью у русских эмигрантов, больше того, в 1933 году книги Минцлова занимали первое место по выдачам в тургеневской библиотеке в Париже.

Секретная чепуха

А в путешествии по Урянхайскому краю с самого начала его раздражает все. Что и неудивительно. Его-то отправили с секретной миссией. Ему надо осмотреть и изучить страну, таинственную землю, которая после китайской революции «оказалась ничьей». Он должен ознакомиться с краем, выяснить природу, почву, численность населения и прочее. И все это – «чуть ли не крадучись», не привлекая к себе внимания, под видом якобы совершенно постороннего человека, который просто занимается археологией. Хотя устраивать «тайную миссию» уже явно поздно, край принят под протекторат. И начали строить город.

«Ознакомили меня в Питере со всеми секретными переписками, но не сочли нужным сообщить о таком пустяке, как постройка города на его территории».

«Церерин едет с «секретным» поручением объявить урянхайцам о принятии их под русское покровительство и ему предписано «выполнить все без огласки» чуть не на ушко каждому нойону. Чепуха невероятнейшая!»

И вот в таком состоянии путешествие начинается.

Культурная жизнь в древности

Минцлов имеет некоторые сведения об истории Тувы. Хотя крайне скудные: тогда об истории Тувы вообще мало знали. Но вот о чем он пишет: «Урянхай жил культурной жизнью за много веков до Рождества Христова: об этом свидетельствуют частые находки в разных местах его древнейших предметов из меди и бронзы, содержимое курганов и, наконец, «мочаги», как именуются в нем оросительные канавы древних. В горах его разбросано множество рудников их; около хребта Танну-Ола мне довелось открыть место целого поселка с плавильной печью».

Он, как археолог, вполне разбирался и в курганах. «Кочевники не трудились зарывать своих мертвых, да и незачем им было делать это. Мертвого они клали на землю и закладывали его, приблизительно, полуаршинным слоем камней, в изобилии находящихся всюду. Когда кто-либо погибал вдали от своих, в память его устраивался такой же курган, причем в середину его клали какой-либо предмет, принадлежащий умершему.

Поблизости от таких могил, а иногда и среди пустынной степи, встречаются круги из небольших камней, чаще всего маленькие, от одного аршина в диаметре. Значение их религиозное: до сих пор все народы верят, что, имея дело с загробным миром, надо обвести себя чертою. Злых духов около многочисленных могильников и в степях должно быть немало и, для ограждения от них, устраивали заклятые круги».

«Заклятые круги» - интересная версия, сразу вспоминается Хома Брут из «Вия». Вот только носить с собой камни, чтобы быстренько создать круг для защиты, тяжеловато. Впрочем, как считают современные ученые, эти круги – поминальники.

И вообще – все ужасно. И нет уборных

Но более-менее добрые слова Минцлов пишет о древней жизни. А сейчас (в его время) в Туве – все кошмарно. Сначала ему не нравится практически все, что он видит. Вот, например, деревня Уюк. «Вид у нее чрезвычайно убогий – кажется, что очутился не то среди татарских сакель, не то в каком-то, только что разоренном поселке.

Впечатление это вызывается отсутствием крыш на избах: их заменяют настилы из земли и глины. Таково повсюду огромное большинство урянхайских построек.

Старожилы рассказывали мне, что первым насельникам сойоты долго не позволяли строить изб и требовали, чтобы пришельцы жили, как и они, в юртах. Потом, после многократных угощений разрешили строить дома, но крыш на них, поверх потолка, делать не позволяли совершенно.

История верная, но причина непокрытости изб, выстроенных всего пять и семь лет тому назад, совершенно иная. Поселенцы в Урянхае – это та беспокойная, непоседливая Русь, что раздвинула от морей к морям пределы Московского государства. Предки их ушли в Сибирь, ищет воли и лучшей доли; той же воли и шири, в полном объеме этих слов, ищут и современные потомки их. Про редкого, очень редкого мужика в Урянхае можно сказать, что он осел здесь, в данном месте навечно: его все тянет куда-то дальше».

Но вот они добрались до дома зажиточных людей – имения вдовы одного из Сафьяновых. Большой одноэтажный дом. Ни забора вокруг, ни деревца. Перед домом – топкий овраг, в полуверсте – речка. Обоев в доме нет, среднего качества стулья и стол, плохонькое зеркало – вот и вся обстановка. Чтобы помыться в речушке (а больше негде), «по насыпанному из навоза съезду спустились в овраг и принялись то вязнуть в черной трясине, то балансировать по зеленым кочкам», мостков для купания хозяева тоже не сделали. Как не сделали и туалета «и летом, и зимою все население путешествует по своим сокровенным делам в тот же овраг перед домом, через который мы ходили купаться».

Между тем, так живут вовсе не бедные люди, только дойных коров Минцлов увидел более сотни, лошадей, по словам хозяйки: «Теперь немного, одной трудно справляться. Две тысячи пятьсот голов всего».

И, несколько позже, о другом человеке: «у магната, захватившего только в хребтах Танну-Ола триста двадцать квадратных верст золотоносной земли, умывальник заменялся медным стержневым рукомойником, висевшим снаружи».

Все ужасно, все грязные, все пьяные…

Минцлову не нравится практически все. И, описывая местное население, он сначала видит только нищету, грязь, растрепанные волосы, пьяных, сифилитиков…

Впору расстраиваться и обвинять автора во лжи? Вовсе нет.

Надо просто читать дальше. Постепенно раздражение автора проходит. Все чаше встречаются описания красивейших мест. «Красота – куда ни оглянись – была неописуемая!» «Боржомское ущелье, славящееся на Кавказе своей красотой – слабая копия Арголика. И, верю, наступит время, когда туристы будут посещать хребты Танну-Ола и Саяны так же усердно, как посещают модные ныне Крым и Кавказ».

И настроение меняется. Если амбын-нойон описан крайне неприглядно, то к тому времени, как он встречается с Буяном-Бадыргы, Минцлов уже видит «молодого человека с чрезвычайно приятным лицом», чистенького и опрятного. В толпе людей, собравшихся посмотреть на камлание шамана, замечает симпатичных румяных девушек.

Ну да, не болельщик…

Поэтично описание камлания шаманов, с любовью автор говорит о склонности местного населения к поэзии, о том, что каждый перевал, каждая гора имеют своих духов и свои истории.

А вот – о хоомее: «Словно гобой взял ровную длинную ноту; на фоне ее повели дикую оригинальную мелодию дисканты-концертино… Кто слышал жалейку ночью в степи, тот слышал и прообраз ее, хемиляра (хоомейжи - прим. ред.), и поймет чувство, охватившее меня. Я замечтался; седая древность въяве окружила меня».

Ну а потом, конечно же, хуреш. Минцлов сначала сознается, что не любитель этого вида спорта. Он не понимает правил и полагает, что их нет. Танец орла, по его мнению, странные прыжки и кривляния. И во время поединков он не особенно следит за ними, а предпочитает кормить коршунов…

Да, конечно… Вот только потом он пишет: «Победил Кемчикский хошун, и я не без удовольствия наблюдал, как безмерно самодовольного, уже уверенного в своем торжестве ламу шлепнул о землю силач сойот». Ага. Не болельщик…

Сахар и меха

Автор просто описывает все, что он видит. И нередко противоречит сам себе. Вот - о том, как жена нойона хватает и прячет за пазуху куски сахара. И мы видим неопрятную и жадную женщину. Минуточку! А не она ли потом отдаривается мехами? Это за кусок сахара! И ведь они спокойно принимают эти меха.

Все грязные? Ага… На великолепных иноходцах всадники в ярких разноцветных кафтанах, с развевающимися лентами на остроконечных шапках… Да, есть и грязные юрты, но есть и белые с красными узорами.

Сложно сказать, почему автор часто так противоречит сам себе. Конечно, он видел разные картины, в любом месте Земли в любое время можно увидеть нищету и богатство. Так что в целом, все, вероятно, достаточно справедливо. Вот только создается впечатление, что свою шикарную фразу с револьверами для концовки: «Этими словами я и закончу рассказ о своем путешествии в далекий и дикий Урянхайский край, совершенный вдвоем с женой и парою револьверов в кармане», Минцлов придумал заранее. И ему просто надо было описать опасности путешествия, чтобы оправдать револьверы.

И если бы он побыл здесь подольше или приехал в другой раз, несомненно и тон его повествования был бы другим, и, уже понимая, что происходит, он бы заметил куда больше интересного, чем это получилось в описании «Секретного поручения».

Кстати, его жена заканчивает свои заметки совсем иначе: «Оглядываюсь на пережитое и только и могу сказать: как хорош Божий мир!»

И. Качан. Фото из книги С. Минцлова «Секретное поручение. Путешествие в Урянхай». Подготовка текста к печати, предисловие и комментарий Айланы Кужугет


 
По теме
“Дорогие друзья! Поздравляю Вас с Международным днем театра! Театр обогащает нашу жизнь новыми красками, дарит эмоции, заряжает жизненной силой, заставляет трепетать сердца и сопереживать.
В концертном зале сотрудники и ветераны пенитенциарного ведомства Республики Тыва принимали поздравления в честь 145 годовщины со дня образования уголовно – исполнительной системы России.
В Республике Тыва устанавливаются обстоятельства получения несовершеннолетним электротравмы - Следственный комитет Фото СУ СК России по Республике Тыва Вчера в правоохранительные органы города Кызыла Республики Тыва поступило сообщение о доставлении в медицинское учреждение 14-летнего местного жителя с травмами от удара электричес
Следственный комитет
В Кызыле несовершеннолетняя девушка предстанет перед судом за причинение тяжкого вреда здоровью сверстника - Следственный комитет Следователем следственного отдела по городу Кызылу Следственного комитета Российской Федерации по Республике Тыва завершено расследование уголовного дела по обвинению 16-летней жительницы города Кызыла в совершении преступления,
Следственный комитет
Лекарственная зависимость - РЦМП 📌Злоупотребление лекарствами – одна из форм наркомании, требующая своевременной диагностики и квалифицированного лечения.
РЦМП
Минздрав Тувы и Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека г. Иркутск подписали соглашение о сотрудничестве - Министерство здравоохранения В рамках этого документа предусматривается организация оказания медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детскому населению,
Министерство здравоохранения
“Дорогие друзья! Поздравляю Вас с Международным днем театра! Театр обогащает нашу жизнь новыми красками, дарит эмоции, заряжает жизненной силой, заставляет трепетать сердца и сопереживать.
Министерство культуры