Так называлась лекция из научно-познавательного цикла «Колесо знаний». Каждую среду в Национальном музее можно узнать что-то интересное. И даже удивительное. На этот раз «волшебное» название вполне себя оправдало. На кусках бумаги или картона можно найти не только географические контуры, но и ответы на загадки истории.
Каждый может сделать свое открытие
После лекции Каадыр-оол Бичелдей сказал, что по антологии «Тыва дептер. Ураанхай» можно писать не только дипломные работы, но и кандидатские и докторские диссертации. Настолько много там разных зацепок, сведений, фактов.
Кара-Кыс Донгаковна Аракчаа не просто воспользовалась сведениями из антологии, она - один из основных составителей. Но одно дело просто отобрать нужные материалы, и совсем другое – изучать их более подробно.
Ученая и пропагандист республики, председатель Тувинского регионального отделения Русского Географического Общества говорит: «Карты, особенно старинные, дают знания. Как это было? Где проживали племена наших предков? Как это картировали? Откуда берут названия те или иные топонимические объекты? – ответы на эти вопросы можно найти на старинных картах».
Если серьезно заниматься географией, откроются тайны истории. Главное – не бояться сделать что-то не так, не бояться критики. Ведь и сейчас, на лекции, были люди, которые более сведущи в том или ином вопросе. Кара-Кыс Аракчаа с ними и не спорила, тут был просто обмен мнениями. Она делилась своими знаниями, спокойно принимала замечания и корректировала уже полученный результат.
О чем мы не знали, хотя могли
Вот, скажем – Хемчик. Звучит как «маленькая река». А кто сказал, что она – маленькая? Для людей, которые живут по берегам Хемчика, он никогда не был маленьким. А может быть, это – Река чиков? Такой народ жил на территории Тувы – чики, и его название вполне могло оказаться в гидрониме.
Все знают, что в создании тувинского этноса участвовали многие народы, этим и объясняются отличия населения разных кожуунов. Но ведь и это можно проследить по разным картам – где жили какие племена и народы. Это же не пропадает бесследно. Названия гор, рек, озер продолжают нести память, надо только уметь проникнуть в нее.
До недавнего времени мы мало что знали о Субедее. А теперь, с помощью тех же карт, можем указать место, где он встречался с правителями Тувы. Конечно, это не указано прямо на карте крестиком, как пиратский клад. Есть китайские летописи, географические названия в них искажены, но, сопоставляя с картами, можно найти любую нужную точку.
Скифы, Вороной Леопард…
Вот только некоторые неожиданности, о которых можно было узнать на лекции. К примеру, скифское государство всегда находилось под сомнением. То есть, государства в современном понимании этого слова, да, могло и не быть. Но были карты. Были свидетельства историков. Греки определяли, что скифы живут и с одной, и с другой стороны горы Имай. Имай – так они называли Урал. То есть можно говорить уже не только о «скифоподобных племенах», но и конкретно о скифах. В конце концов, греки же писали о тех народах, которые жили рядом. Значит, скифами они называли все те племена, которые жили на обозначенной ими территории. А уж как те сами себя называли – совсем другое дело.
Одна из династий в Китае носит название Дом Тоба. Дубо, туба, тыва – это один народ. Кто знает, кем был основатель династии Тоба? Очень часто имена давали по названию рода.
Кемджикет – ставка енисейских кыргызов. Еще пишут, что точное местоположение не определено. «Кемджикет — город на реке Кем». Ну а Кем – так часто писали слово Хем. Значит, ставка князя была в одном из бывших уйгурских городов-крепостей на Улуг-Хеме, в Туве. И это место тоже можно найти. Если искать правильно – не в Хакасии, а в Туве.
КемКемджиут – историческая область, получившая свое название от рек Улуг-Хем и Хемчик. Это тоже как-то говорит больше не о кыргызах, а именно о Туве. Потому что Улуг-Хем – это название сохраняется только до саянских гор, а дальше – на всех картах – только Енисей.
Кстати, на старых картах пишут не Бий-Хем, а Шишкит. Тоже пища для размышления.
В летописях упоминается Сайн-Маджик Уранхатай, там, где пишут о разгроме халхасского князя Шолой-Убаши. Его называют Вороным Леопардом Уранхайских гор. Кажется, что в книгах по истории этому уделено не слишком много места. Это из ойратской героической летописи. Где и как произошел этот разгром? Можно ли сделать привязку к местности?
Под ойратами ведь подразумевались разными учеными разные народы, считали, что это - западные монголы, буряты, калмыки… Считать можно что угодно. Бичурин определяет это название так: «Ойрат есть монгольское слово, в переводе: союзный, ближний, союзник». Никто не будет называть союзником свой же народ, так что монголы вроде и отпадают. Слово «ойрат» распадается на два термина «ой» и «арат» (лесные люди). Лесные люди, урянхайцы… А их предводитель Саян. В общем, карты и летописи могут значительно «расширить» и историю Тувы.
А в эту среду, 28 июня, будет лекция об аржаанах. Только она начнется не в 16 часов, как обычно, а в 18. Наверняка и там будет много интересного.
И. Вечорко