Удивительное село – Пестуновка. С одной стороны, его уже давно нет. С другой стороны, Гугл может точно указать расстояние от Пестуновки до Москвы - 3577 километров. А с третьей стороны, всегда найдется повод писать о ней. Сегодня: Пестуновка и репрессии за «национализм».
Наши читатели
Читатели нашей газеты, кстати, тоже очень внимательно следят за тем, что делается в Пестуновке. И если долгое время не видят новых публикаций о ней, звонят сами. И рассказывают про этот поселок.
На этот раз позвонила Нина Гавриловна Токмачева, наш постоянный читатель. Она рассказала, как несколько раз посещала Пестуновку и почему не смогла там быть более долгое время. Оказывается, не только из-за того, что легендарное село перестало существовать, но и потому, что ее отец был в свое время выслан из Тувы из-за националистических высказываний. Надо сразу сказать, что здравомыслие не является национализмом. Но тогда было совсем другое время.
Итак, послушаем рассказ Нины Гавриловны. Только надо учесть, что в слове «Пестуновка» она делает ударение на букву «е». Она говорит, что название поселка произошло от фамилии его основателей – Пестовых, которые поселились на этом месте в начале прошлого века.
«Не надо загонять тувинцев в колхоз»
Да, вот эта самая фраза ее отца, Гаврилы Самсоновича Уколова, и послужила поводом для обвинения в национализме. А почему он ее сказал?
Начнем с начала, как советовал Чеширский Кот. Кошки, разрешившие Нине Гавриловне их опекать, конечно, не чеширские, но и они будут с нами согласны.
Итак, Гаврила Уколов работал всю жизнь, и работал много. Он организовал колхоз «Труд», который позже стал называться «Свобода труда». Его, в составе делегации, отправляли в Челябинск, чтобы он вник в организацию какого-то предприятия. Предполагалось, что потом можно будет открыть подобное предприятие в Туве.
И вот – обвинение в национализме и высылка.
В колхоз полагалось вступать всем. Даже если и совсем не хотели. Ну, так в то время полагалось. Этому можно, конечно, сейчас найти и политические, и социальные, и экономические причины. А в то время многие вступали в колхоз, только чтобы избежать обвинения в кулачестве.
Колхозы, по советскому примеру, полагалось создавать земледельческие. А коренные жители Тувы землю возделывали без большого энтузиазма – совсем небольшую площадь, чтобы посадить ячмень или просо. Сидеть в селе, «привязанными» к одному месту, потомственным кочевым животноводам было совсем не с руки. Да и не интересно – зачем это надо, если выгоднее (для увеличения стада и здоровья овец) перекочевывать несколько раз в год?
Тувинцы совершенно не стремились вступать в колхоз, к тому же видели дурной пример, как в Торгалыге одно время просуществовала коммуна: весь скот сдали. Потом его съели и… разошлись, конечно.
Но это тувинцы сами о себе могли сказать, что в колхоз не хотят. За такое тоже не похвалят, но жить можно. А вот когда Гаврила Уколов сказал, что не надо их загонять в колхоз – это уже посчитали национализмом. А он еще и прибавил, что пусть нойоны свой скот сдадут, и на основе этих стад организуют сами колхоз. Нойоны, хоть и не совсем официально, тогда были еще в силе.
В общем, пока суть да дело, а уже в 1939 году Гаврилу вместе с семьей выслали из Тувы. И в те же годы некоторые скотоводы, чтобы не вступать в колхоз, начали сами забивать свой скот… А в апреле 1941 года ХII съезд ТНРП, принял решение создавать товарищества по общественному развитию животноводства и земледелия (ТОЖЗЕМы). В ТОЖЗЕМах общими становились сельхозинвентарь и рабочие животные, а остальной скот оставался в личных хозяйствах. Гаврила Уколов был прав, но о нем уже никто не вспоминал.
Сначала с мамой
Но еще за несколько лет до этого, Нина Гавриловна начала свое путешествие-исследование Тувы. Сначала ездила с мамой. В Пестуновке жила ее тетя Даша. Конечно, в те годы девочка мало что видела и запоминала. А вот второй раз – уже почти «взрослая» второклассница ездила с олимпиадами и концертами. Олимпиада и последующий концерт прошли в Шагонаре и в Пестуновке. Хотели еще всех детей свозить к ним, в Торгалыг, но транспорта на всех не нашлось.
В Пестуновке их встретили хорошо. Они с подружкой остановились на ночь у одной бабушки, пили чай, ели лепешки, поговорили «за жизнь».
И на этом все почти закончилось. Их выслали за Саяны. Сначала в Бийский район. Но там маленькая Нина заболела. Врач, осмотрев ее, сказал, что надо переезжать ближе к тому месту, где они жили. И семья направилась в Аскизский район. Все-таки поближе к Туве. Там и жили.
А дети могли только вспоминать о том, как было раньше. О том, как летом на Наадым устраивали скачки. И, кстати, были скачки и на тройках. Это был вклад русских жителей в древние традиции. Детям как раз больше нравились именно тройки лошадей. А еще, Нина Гавриловна и сейчас вспоминает, каким захватывающим был хуреш. И борцы тогда были стройные и красивые: «Не висел живот, как сейчас – стыдоба одна». Может быть, стройные и подтянутые борцы из той же серии, что «раньше деревья были выше». Впрочем, судя по старым фотографиям, они действительно были намного стройнее.
Детям очень нравился танец орла. А потом, после победного танца, дети сами бежали одаривать борцов калачами. И борцы не возражали против такой трансформации традиций.
И снова – Тува
В 1945 году Уколовы вернулись в Туву. Самое странное, но дело «о национализме» так и затерялось. Оно вообще как-то исчезло. Никто в СССР не знал, что они – ссыльные. А в Туве вернулись очень просто – Тува стала частью Советского Союза. Нина Гавриловна говорит, что их возвращение не прошло незамеченным. Ее отца увидел сам Салчак Тока. Спрашивает: «Откуда?».
- А из Союза
- Кто разрешил?
- А это сейчас тоже СССР.
Смелым человеком был Гаврила Уколов. Кстати, и изначально в Туве он оказался не случайно. Жили в Красноярске. Он начал заниматься революционной деятельностью, расклеивал прокламации. На беду – его поймали. А на счастье – брат жены служил в жандармерии. Он и сказал: «Быстро уезжайте!» «Куда?» «Да куда хотите, лучше подальше. Да вот, хоть в Туву». Так и оказались здесь.
Ну а из ссылки возвращаться было сложнее. После репрессии они потеряли дом. Хоть там и жила младшая сестра с детьми, но приказали его освободить: идите, куда хотите, с ребенком, но дом этот вашей семье уже не принадлежит.
Вернувшись, начала жить в Кызыле. Но о родине не забывала. И еще - она пыталась найти безносого нойона…
Безносый нойон
На этом этапе повествования захотелось упасть со стула. Зачем? Зачем кому бы то ни было в конце сороковых годов искать нойонов, к тому же – безносых?
Оказывается, тоже воспоминание детства. Где-то на склонах горы Кожай молодая и красивая пастушка пасла своих овечек и пела. Пела очень красиво – заслушаешься. А потом пропала. Куда она делась? Люди говорят, вышла замуж за безносого нойона. Она очень не хотела идти за него, но семья красавицы-пастушки была бедной. И ее мнения как-то никто особенно не спрашивал. Нина Гавриловна в детстве его тоже видела. Испуг от страшного лица остался надолго.
И вот в сороковых, когда вернулась, захотела найти пастушку. Но в Улуг-Хемской администрации сказали, что никаких нойонов уже нет, все они репрессированы. А про безносого нойона и вообще никто не слышал, нет такого, да и не было. И, конечно, про жену того, «кого не было», никто не знает.
Командировка в Пестуновку
А в пятидесятые годы она вновь посетила Пестуновку – ее отправили в командировку. Уже не было многих домов, но остались знакомые деревья… Бегали дети, у которых командировочные спросили дорогу к сельсовету. Нина Гавриловна считает, что одним из озорных мальчишек мог быть Каадыр-оол Бичелдей. Говорит: «Бойкий такой мальчик, и глаза красивые, чувствовалось, что у него есть ум и большое любопытство ко всему».
Каадыр-оол Бичелдей сейчас ездит в Пестуновку как домой. И как на работу. Каждый раз, проезжая мимо этого места, видишь, как постепенно оно меняется. Сначала были только два арзылана. Потом – появилась беседка для проезжающих. Теперь уже есть изображение коней и пока непонятное кубическое сооружение. Пока мы гадали, что это может быть: трансформаторная будка или просто сарайчик, оказалось, что возводится трон для изваяния Будды. На момент написания материала он был пуст. Но кто знает, что появится в Пестуновке через несколько дней?
Пестуновка – она ведь такая: вроде бы ее официально и нет, но там всегда что-то происходит!
И. Качан