Родственники легендарной тувинской шаманки Хандыжап Медикеевны Куулар будут до конца отстаивать ее честное имя в суде. Для этого они даже готовы поехать в далекую Польшу. Это будет своего рода международный прецедент. Об этом в эксклюзивном интервью еженедельнику «Плюс Информ» сообщил правнук шаманки Мерген Дагба.
Но почему Польша? Предыстория такова. Польский писатель и репортер, явный русофоб, Яцек Хуго-Бадер издал книгу «Белая горячка», которую совсем недавно перевели на русский язык. Она посвящена проблемам алкоголизации коренных народов Крайнего Севера и Сибири, которых, по мнению автора, якобы умышленно спаивают русские. Но наших земляков за живое задела даже не эта зловещая клевета. Дело в том, что в качестве иллюстрации обложки своего пасквиля автор использовал портрет тувинской шаманки Хандыжап Куулар, который он нашел, скорей всего, в Интернете.
«Я, конечно, могу себе представить, что польскому журналисту понравился очень яркий, колоритный портрет моей прабабушки, которым он и «украсил» обложку своей гнусной книжонки. Но, во-первых, моя прабабушка – тувинка, к народностям Крайнего Севера никакого отношения не имеет. Во-вторых, книга, как уже было сказано, посвящена алкоголизации малых народов. А моя прабабушка, родившаяся в XIX веке, никогда не пила, не злоупотребляла спиртным. Польский русофоб обвиняет русских в том, что они целенаправленно спаивают малые народы. Если взять Туву, то это явный поклеп. И до объявления протектората России над Тувой на моей малой родине изготавливали араку. Причем, ее всегда было в изобилии, ведь ее производство никто не ограничивал. А во-вторых, привозилось очень много китайской водки, отвратительной на вкус и очень, кстати, вонючей. Я убежден, что в последнее время тувинцы, наоборот, стали пить меньше. Молодежи просто не нравится тратить на это время, к тому же власти ведут нещадную борьбу с алкоголизмом. Еще каких-то семь десятков лет нас было около 60 тысяч, сегодня - более 350 тысяч», - прокомментировал Мерген Дагба.
Любопытно, что в самой книге польского автора нет ни слова о судьбе широко известной во всем мире тувинской прорицательницы. Хандыжап Медикеевна Куулар – главная героиня романа Монгуша Кенина-Лопсана «Судьба шаманки». (Родилась 15 июня 1885 года, умерла 20 июня 1953 года). В народе ее называли Дээр Хамы – «Небесная Шаманка». С 1929 по 1941 годы она была лишена избирательных прав и выселена из родного местечка Шеми, что в Дзун-Хемчикском районе, в Бора-Шай - на границу с Монголией.
Женщина трижды становилась узницей трудовых лагерей. Первый раз ее осудили в 1929 году, как шаманку. Во второй раз - в 1938 году, как мать «врага народа и японского шпиона» Сунгар-оола Куулара (родного дедушки Дагба Мергена Балыкаевича, Заслуженного работника РТ, Почётного работника легкой промышленности РФ и Отличника спорта России), работавшего послом в Монголии, необоснованно осужденного и расстрелянного как изменника родины. Затем, в 1948 году, обвинили в шаманизме и знахарстве. Она была травницей и костоправом, излечивала даже от кори. 9 сентября 1948 года в Шагонаре состоялся суд, на котором Хандыжап Куулар себя виновной не признала. Но 10 февраля 1948 года областной суд Тувинкой автономной области все же вынес приговор 63-летней женщине - лишение свободы на 15 лет. Как было отмечено в обвинительном заключении, «шаманка Куулар Хандыжап во время проведения шаманской мистерии нагло опошляла советскую медицину, активно распространяла провокационные слухи о якобы предстоящей войне и поражении в этой войне Союза Советских Социалистических Республик…» Отбывала она наказание в городе Черногорке. Ее освободили досрочно. Говорят, что она вылечила безнадежно больную 15-летнюю дочь начальника лагеря.
20 июня 1953 года по пути в родное село она умерла на берегу шумной реки Чадаана.
«Какой-то польский писака выставил нашу именитую прабабушку на посмешище. Мы поражены этой бестактностью. Мы сделаем все, чтобы отстоять ее честь и достоинство. Мы дойдем до Страсбургского суда по правам человека, но своего добьемся», - заверил от имени всех многочисленных родственников Мерген Дагба.
+++
«Я — тротуарный репортер. Не салонный. Меня интересуют низы, социальное дно. Меня не интересует политика, разве что политический фольклор. Мне больше интересны отверженные, чем избранные», - так говорит о себе Яцек Хуго-Бадер.
Роман Немчинов