Шагаа – не просто календарная дата Нового года, это разрыв во времени, разрыв между прошлым и будущим. И одновременно – связь времен. Чистота в душе поможет сделать грядущий год благополучным, а обряды подскажут, как очистить душу. Кто же главный на этом празднике? Шаманы? Ламы? Мужчины, которые поднимаются на гору? Белый Старец? А может быть, дети?
Врата времени открываются
Театр кукол каждый раз на Шагаа готовит игровое представление. В этом году оно называлось «Шагнын аксы ажыттынды, сарыг ыдым моорлап келди» - «Врата времени открываются, приветствуем желтую собаку».
Врата времени открываются, истончается завеса между мирами. Что было – то уже прошло, что будет – неизвестно.
Известный этнограф Марина Монгуш пишет, что время наступления Нового года – это особое, сакральное время, когда происходит разрыв между прошлым и будущим, сопровождающийся борьбой между добром и злом в их космическом значении. И в то же время это - праздник, утверждающий великую «связь времен» жизни, человечества и Вселенной.
А ведь связь времен, связь поколений – это дети!
И большинство событий, которые происходят на Шагаа, связаны именно с детьми. В юрте им рассказывали сказки, играли с ними, объясняли традиционные действия. Театр кукол, в таком случае, как ничто другое идеально вписывается в древние обычаи.
Третий год театр проводит игровую программу, и уже есть ее постоянные участники – ученики второй и девятой школы третий год приходят на праздник. С каждым годом больше участников в национальных костюмах, с каждым годом ребята становятся более активными. И каждый год они удивляются и радуются всему, что видят.
Городские принцы и принцессы
У некоторых детей костюмы были более традиционны, у других – просто стилизованные, несколько фантазийные. В ярких нарядах дети были похожи на принцев и принцесс, сами - как герои сказок.
Но городские дети уже не всегда хорошо представляют себе некоторые традиционные моменты. Никто не смог несколько раз подбить ногой биту в игре тевек – они пытались ее отфутболить, как мяч. Когда на экране теневого театра появился верблюд, несколько человек восторженно выдохнули: «Динозавр!». И только потом, когда мышь забралась ему на голову, чтобы первой увидеть восход, из диалога героев они поняли, что это все-таки верблюд.
Зато с каким удовольствием «принцы» и «принцессы» скакали на палочке – «коне», чтобы повязать чалама на ветку! Как терпеливо дожидались своей очереди, чтобы пострелять из лука! И многим удавалось попасть в мишень, даже тем, кто первый раз брал в руки лук и стрелы.
Два часа пролетели совершенно незаметно: надо было и посмотреть на пальчиковые игрушки, и посоревноваться в произношении скороговорок, и поиграть в кажык (альчики). И послушать (и посмотреть!) сказки.
Да, двух часов было явно мало. Но, будем надеяться, на Шагаа родители этих детей продолжат «сказочное представление» уже дома – тоже будут читать или рассказывать сказки, играть в разные игры.
Четыре «детских» обряда
Каждое действие, каждый обряд на Шагаа словно бы и впрямь созданы для детей. Вот давайте посмотрим.
Во-первых, сначала надо все вычистить: квартиру, дом, юрту, территорию вокруг. Но вспомните, когда ждут маму с младенцем из роддома, самое главное – тоже все вычистить, отмыть. Детям нужна чистота.
Во-вторых, обряд Сан-салыр. Мужчина (глава семьи, глава клана – император своей семьи) идет на гору приносить подношение Верховному сюзерену. Он заручился поддержкой бога неба Тенгри, он договорился, что духи местности будут милостивы к его семье. К его семье! Именно к семье, к детям, а не только к нему лично.
В-третьих, приветствие – чолукшуур. Младшие протягивают руки снизу, обещая поддержку старшим. Старшие кладут свои руки сверху - гарантируют передачу опыта. Слово чолукшуур происходит от корня «чол, чол-кежик» - «дар, благо, счастье». И здесь мы сталкиваемся с взаимоотношениями поколений. Дети учатся, что стариков надо поддерживать, понимают, насколько ценен опыт старших.
В-четвертых, хождение в гости, угощения, игры и сказки. Ну, тут уже ясно, что это в основном для детей и делалось. Катание на шкурах с гор имеет, конечно, ритуальное, очищающее значение. Но ведь самые азартные участники катания с гор опять же будут именно дети!
А кто больше всего ждет своего дня рождения? Конечно, дети. Раньше по Шагаа определяли возраст, говорили: «Я встретил столько-то Шагаа». После праздника недавно родившийся ребенок уже считался годовалым.
А может, все наоборот?
Может быть, действительно все надо представить наоборот. Ведь на Шагаа главное не обряды, а чистота в душе. Стать чистым душой, искренне верить в то, что все будет хорошо – это и значит, стать ребенком.
Шагаа открывает врата времени и делает детьми всех нас. Каждого из нас делает именинником. Каждому дарит надежду на то, что все будет хорошо. Впереди целый Белый Месяц Шагаа. Время-Вне-Времени. Время чистоты и радости.
Амыр менди! — Мира и благополучия!
И. Качан