Это сказал человек, который умеет управлять временем. И который сотрудничает с филармоническими коллективами и музыкальными театрами Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, Кисловодска, Новосибирска, Петрозаводска, Владикавказа, Ярославля, Самары. А еще - Германии, Чехии, Венгрии, Польши, Сербии, США, Аргентины, Японии. Это сказал один из самых знаменитых современных российских дирижеров Алим Анвярович Шахмаметьев, когда приезжал в Туву для участия в концерте.
Прошлое, настоящее и будущее в одном мгновении
Жизнь любого настоящего дирижера очень сложна. Дирижер управляет временем буквально. На сцене ему предстоит жить в трех временах сразу: вместе с музыкантами он живет в настоящем, но при этом реагирует на прошлое, на звуки, которые отзвучали. А надо еще предвосхищать будущее, чтобы готовить музыкантов к тем звукам, которые будут созданы вскоре.
Да, это сложно. Но это не единственная сложность в жизни Алима Шахмаметьева.
Он руководит сразу пятью музыкальными коллективами. Причем на расстоянии тысяч километров. Достаточно сказать, что один из них в Праге, а другой в Новосибирске.
Где же он живет? Обычно на вопросы журналистов отвечает, что живет в самолете. Но в этот раз он согласился с мнением корреспондента газеты «Плюс Информ», что дом – это место, где живут его родные и близкие. С такой точки зрения, его дом – в Санкт-Петербурге, где живут его мама и его дочь.
Вместо обычного интервью он прочел целую лекцию о музыке и о роли дирижера. Дирижер не отвечает на вопрос: «Что?», а отвечает на вопрос: «Какой?». Казалось бы, зачем вообще нужен дирижер? У музыкантов есть листы бумаги. С написанными на них нотами. Вот, сиди и играй. А сигнал для начала игры может дать кто угодно. Только что из этого получится?
Любую информацию можно записать буквами. И потом прочитать ее. Пусть это будет, например, пьеса. Но всегда будет разница между постановкой «Ромео и Джульетты» в разных театрах. Мало кто из нас сумеет прочитать стихи Бродского, как это делал, например, Михаил Козаков. А ведь буквы-то текста те же самые.
И только от дирижера зависит, как прозвучит музыка, какой у нее будет характер именно в этот день. Музыка действительно живая.
Кордебалет и медведь
На сцене Алим Шахмаметьев вел себя очень странно. Порой во время исполнения арий из оперетт он словно выкидывал какие-то коленца, изображая кордебалет. А во время исполнения «Таежной симфонии» Токи переваливался с ноги на ногу, как медведь… Что это? Иллюстрация к музыке? Вовсе нет.
Когда «как медведь» - он показывал, что ноты надо «утяжелять». Музыканты поймут. Хотя я лично не поняла, как ноты можно «утяжелить». Но потом вспомнила, по аналогии, что один и тот же текст можно читать по-разному. Ну вот так и здесь – ноты (как и буквы) те же самые, но их надо «утяжелить». А «кордебалет» показывал легкость. Полет.
Все четыре части «Таежной симфонии» – уже сенсация, но это была даже не та «Таежная симфония», которую мы слышали раньше. Казалось, даже звук был другой. Явно, это – авторское прочтение.
Кстати, насчет этого произведения. Оно существует пока только в рукописном варианте. Причем, неполном варианте. То есть, произведение записано полностью, но кое-где есть «пробелы». Когда был жив Владимир Тока и сам показывал, как это должно звучать, вероятно, кое-что осталось в устном виде. Музыканты получали устные инструкции, и они их помнили. Сейчас восстановить все в первозданном виде будет сложнее. Но все равно надо бы переписать ноты, распечатать их. Рукописный вариант – это великолепно, это можно положить в музее под стекло, но для постоянной работы он мало удобен. Директор филармонии Игорь Дулуш говорит, что в ближайшее время они собираются этим заняться.
«На пыльных тропинках далеких планет…»
И раз уж зашла речь о директоре филармонии, то тут надо бы привести отзывы знаменитого дирижера о нем. А Алим Шахмаметьев не просто тепло, а почти с восторгом отозвался об Игоре Дулуше. Он сказал, что «Игорь из таких людей, о которых поют «на пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы». Он умеет создавать события. Он умеет создавать невероятные вещи».
Ну, поскольку нам неизвестно о том, что Игорь Дыртык-оолович в ближайшее время отправится конкистадором в космос, то надо полагать, что Алим Анвярович просто, наверное, не рискнул сказать слово «подвижник». Подвижник – это человек подвига, человек, вся жизнь которого – служение.
Ну, не сказал, так не сказал. А вот что «на пыльных тропинках» останутся следы Игоря Дулуша, мы уже знаем. Потому что он занимается и впрямь очень важным делом. Мы привыкли считать, что гордость Тувы – это горловое пение, природа, национальная самобытность… Но, положа руку на сердце, разве мы не понимаем, что любой народ обладает самобытностью? Национальные танцы Кавказа, фантастически-непостижимые движения девушек из ансамбля «Березка», городецкая роспись и изделия из уральского малахита… Нет смысла говорить о том, что лучше.
Зато есть еще один индикатор национальной идентичности – академическая культура. Это не нонсенс и не игра слов. Наличие филармонии, симфонического оркестра говорят о том, что народ готов воспринимать классическую культуру других народов, и сам может себя показать на этом, уже общем для всех, культурном пространстве.
Мы много говорили о том, что, мол, симфонический оркестр у нас не очень-то полный, куча проблем… Когда я попыталась об этом сказать Алиму Шахмаметьеву, он грозно посмотрел: «Я что, сказал, что у вас лучший в мире оркестр? Главное, что он у вас есть. И подрастают очень хорошие дети, которые играли в сегодняшнем концерте». В общем, главное, действительно, что оркестр есть. Значит, у республики есть свое лицо. Можно говорить о национальной идентичности. То есть, повторяя слова дирижера: «Симфонический оркестр - гордость Тувы».
Еще одно подтверждение
Сказать можно многое, в том числе и солгать, и польстить. Но есть и конкретное доказательство того, что Алим Шахмаметьев говорит то, в чем абсолютно убежден – это сам факт, что он сюда приехал и согласился провести концерт.
Его история знакомства с Тувой очень небольшая: музыкантов Новосибирского оркестра пригласили на фестиваль «Устуу-Хурээ» в этом году. Они приехали. Но, как все помнят, постоянные дожди и наводнение поставили фестиваль под угрозу срыва. Скрипачей Алим Анвярович почти сразу отправил назад, в Новосибирск: скрипки под дождем – не самая лучшая идея. Но сам остался. Он был и зрителем, и активным участником всех событий. Вероятно, поведение сотрудников филармонии на фестивале и стало тем фактором, который убедил его в силе духа, работоспособности коллектива. Короче, в том, что с ними можно и нужно иметь дело.
Поэтому он и согласился сейчас приехать в Туву, дать мастер-классы музыкантам, провести концерт. Это – действительно серьезный поступок, если мы вспомним, что он «живет в самолете», что у него масса других обязанностей, что он – руководитель пяти художественных коллективов и дает концерты по всему свету. Точнее, и в Старом, и в Новом свете.
Выкроить время для приезда в Туву ему было непросто. Но он ведь это сделал! Значит, действительно понимает, что «Симфонический оркестр - гордость Тувы», и питает искреннее уважение к руководству Тувинской государственной филармонии им. В.М. Халилова.
Алим Анвярович говорит, что культура народа измеряется культурой отношения к академической музыке. Но чем он подкупил с самого начала, хотя и пишу об этом уже в конце, перечислением всех, кому он благодарен за то, что состоялся, как дирижер. Очень часто при подготовке материалов о том или ином жителе Тувы (все равно кто он – музыкант или борец, художник или артист) сталкиваешься с тем, что большую часть времени они говорят об учителях или родственниках, выражают благодарность тем, кто был их учителем и воспитателем.
И Алим Шахмаметьев говорил о том, как он благодарен профессорам Фёдору Козлову, Илье Мусину… Наш человек!
И. Качан