В Международный день театра принято признаваться в любви к этому виду искусства. И не принято сомневаться в его существовании. Но поскольку сам театр порой любит провоцировать зрителей, давайте и мы сейчас пойдем от обратного.
Театра не существует?
Все знают притчу о трех слепых, которые пытались исследовать слона. Один ощупал хобот, другой – хвост, третий – ногу. Каждый из них дал свое определение слона, и они категорически не сошлись в мнениях.
Все мы вполне зрячие, так что нам, вероятно, легко увидеть театр. Но что мы видим? Существует ли театр и каков он? Вы можете сказать, что вот ведь – стоит на площади, можно подойти потрогать его. Но это – только здание.
Театр – род искусства? Но это абстрактное определение: искусство как таковое потрогать и увидеть невозможно.
Учреждение, организация, устраивающие театральные представления? Во-первых, получается масло масленое: театр - это то, что показывает театр. А во-вторых, где волшебство, которое ценят зрители, в словах «учреждение» и «организация»?
«Весь мир – театр, и люди в нем – актеры»? Но Шекспир это сказал именно обо всем мире, что все люди играют. И ничего не сказал о самом театре.
А что говорят актеры?
Густав Холоубек (польский актер): «Если двое разговаривают, а третий слушает их разговор, – это уже театр». Разговаривать можно и на улице, от этого она не станет театром.
Гленда Джексон (английская актриса): «Театр все равно что музей: мы туда не ходим, но приятно знать, что он есть». Ну, это совсем грустно.
Станиславский полагал, что «Театр есть искусство отражать», а Маяковский, что «Театр не отображающее зеркало, а — увеличивающее стекло». Но ведь в реальности театр не зеркало и не стекло. Так что же это?
Из истории театра Тувы
Раз история театра уже довольно длинная (82 сезон идет!), давайте посмотрим старую Театральную энциклопедию 1967 года: «В своих пьесах тувинские драматурги обличали античеловечные феод. порядки («Ханский закон» коллектива авторов, «Добрый день» В. Кок-оола), сатирически изображали духовных лиц - лам и шаманов («Человекоподобная еда» С. Сарыг-оола и Хойлакаа), раскрывали значение революции для освобождения трудящегося человека, ярко изображали старую и новую жизнь, поднимали общественно-политич. и моральные проблемы.
В годы становления национальной драматургии пьесы тув. писателей носили гл. обр. агитационный характер, им была свойственна нек-рая наивность, схематизм. К концу 30-х гг. тувинская драматургия достигла значит. успехов; в 1936 - 38 появляются пьесы: «Хайыран бот» Кок-оола и «Тонгур-оол» Тока, сохраняющиеся в репертуаре. Трагич. гибель героини пьесы Кок-оол показал как неизбежное следствие феодальных порядков.
После вступления Тувы в состав СССР (1944) драматурги стремились отразить новые процессы жизни, писали о коллективизации, строительстве социализма».
Именно для этого люди ходили в театр? Чтобы посмотреть «античеловечные феод. порядки» и «общественно-политич. проблемы»? Это действительно интересно?
Если бы дело было только в этом, театра бы уже не было.
История в папках и сумках
Театральное представление можно показать и в степи, вовсе обойдясь без всякого здания. Главное – были бы люди. Вот с одного человека мы и начнем рассматривать, что такое театр. Простите, директор театра имени Кок-оола, но начнем не с вас. А с хранительницы истории, организатора театрального музея Светланы Мунзук.
Она собрала огромные архивы, в которых, конечно, есть и «общественно-политич. проблемы». Часть архивов хранится в папках. Часть – в огромных сумках, которые Светлана Максимовна сшила сама. Потихоньку все, что можно, оцифровывается и продолжает жить на компьютерных дисках.
Но есть и живая жизнь, живые люди, живой театр. О том, что такое театр, мы пока думать не будем, а будем о том, с чего он начинался в Туве. С того, что были яркие и талантливые молодые люди, что были агитбригады и концерты. А потом они стали выступать на сцене старого музея. Это было здание, где сейчас Центр развития национальной культуры. А где тогда был музей? Да там же! Театр – на сцене, музейные экспонаты – в соседних кабинетах.
А потом стали арендовать здание, где раньше был Клуб советских граждан. Сейчас здесь Государственная филармония имени Валерия Халилова.
Свое собственное здание у театра появилось относительно недавно – в конце семидесятых. А свои таланты и звезды, актеры и режиссеры – с самого начала.
Один из новых проектов театра как раз связан с его историей. Сейчас студентам и школьникам, да и любым желающим, могут показать весь театр, отдельные цеха, где делают костюмы и декорации, музей. Расскажут об истории и покажут сотни, тысячи фотографий. Но театр - это не только фотографии и уникальные экспонаты.
Международный театр
Театр (пока мы точно не будем думать об определении!) – понятие действительно международное. Директор театра Станислав Ириль рассказал о том, какие гастроли будут в этом году, кто к нам приедет, к кому мы поедем… Например, в апреле приедет калмыцкий театр. Покажут музыкальную поэму «Я – Будда», театрализованную фольклорную постановку калмыцкой свадьбы. В прошлом году приезжал татарский театр. Вы скажете, что это все регионы нашей страны? Да. Но народы-то другие! К тому же мы давно и успешно сотрудничаем с театрами Монголии.
На любой фестиваль, куда приезжают наши актеры, съезжаются представители самых разных народов, и это никого не смущает – законы театра, законы сцены абсолютно интернациональны. Можно сказать, что есть один большой мировой театр, который существует во времени и пространстве. И есть его отдельные «точки роста» в разных странах и городах. И наш театр – одна из таких точек.
Все огни – огонь, все театры – Театр.
Наши актеры снимались в огромном количестве фильмов отечественных и зарубежных: «Люди голубых рек», «Дерсу Узала», «Танец орла», «След росомахи», «Злой дух Ямбуя», «Гадание на бараньей лопатке», «60 беглецов». Эдуард Ондар снимался в исторических фильмах, и он же – главный «злодей» в фильмах Казахстана. Да, это – кино. Но там участвовали театральные актеры.
Изнутри все не как снаружи
Идем по неверным следам слепцов, ощупывающих слона, и пробуем посмотреть на театр изнутри. Что мы увидим в театре, если попадем за кулисы? Актеров в странных костюмах – наполовину театральных, наполовину «гражданских» - идет репетиция, и полные наряды пока не нужны. Так, это «полуфабрикат», идем дальше. Есть тренажерный зал, для поддержания формы. Ну, это тоже как бы и не сам театр. В одном из кабинетов играет музыка – игил, репетиция. Где театр? Где волшебство?
Пройдемся по цехам, раз уж всем можно, и по ним ходят экскурсии. Вот цех, где делают реквизит и декорации: дерево, ткань, модели. Мастера делают головной убор скифской принцессы…
На очереди – декорации к «Алым парусам»: Алексей Ооржак в этом сезоне собирается поставить историю об ожидании любви.
В поисках театра мы обошли все. И… не нашли его. Но есть другое чудо. Это – когда приходишь в театр, и загораются огромные люстры, и люди рассаживаются в мягкие кресла, и ты уже чувствуешь, что сейчас что-то начнется. Что начнется что-то такое, от чего на душе станет радостно. А может, печально. Но это неважно, потому что это будет кусочек какой-то другой жизни. Это – как поехать в путешествие и узнать что-то новое. А на сцене будет идти какая-то жизнь, свидетелем которой ты, почти нечаянно, станешь. Там не будет цехов и администрации, там не будет актеров и режиссеров. Там будет просто кусочек другой жизни, окно в другой мир. В другое измерение. Даже если там будет Тува – это будет другая Тува, это будет новое открытие.
Может быть, это и есть театр? Возможность увидеть другой мир? У каждого свой театр. И свое определение театра. Общие слова только для тех, кто хочет поздравить всех театральных работников с Международным днем театра. Это – слова огромной благодарности за возможность увидеть другой мир, за открытия, за другое измерение.
И. Качан