У каждого народа есть священная традиция чтить память умерших предков и близких людей. В некоторых культах души умерших людей приравниваются к богам и им воздаются соответствующие почести, совершается поклонение. Конечно, с христианской точки зрения, такое отношение к предкам является недопустимой крайностью, но очевидно, что вера в загробную в жизнь сопровождала человечество в течение всей его истории. Даже люди каменного века были убеждены в том, что есть загробное существование души, о чем свидетельствуют особые погребения, распространенные в разных частях света: человека хоронили в согнутом положении, в позе эмбриона, тем самым выражали веру, что человек умер в этом мире и рождается в ином.
Традиция поминать умерших сродников издревле существовала у славян, особое поминовение совершалось весной. Эта традиция плавно перекочевала из языческой истории в христианскую. На второй вторник после Пасхи отмечается поминовение усопших, Радоница. В богослужебном уставе нет указаний, что в этот день надо совершать особые заупокойные богослужения. Однако у славянских народов, исповедующих православие или католицизм, заведен обычай на второй неделе после Пасхи особо молиться об упокоении своих предков и посещать кладбище. Не надо думать, что это дань языческому прошлому, в Православии всегда существовала вера в загробную жизнь, и всегда чтилась память усопших. Церковь никогда не чуждалась народной культуры, не пыталась подавить её, а наоборот, стремилась наполнить ее новым содержанием. Откидывается то, что никак не сочетается с христианской верой, иное - переосмысливается.
Господь Иисус Христос сказал: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы». Смерть существует только для тела, а душа бессмертна, и мы можем иметь общение с душами умерших. Это общение происходит в молитве, происходит оно на языке любви. Как мы можем выразить свою любовь к тем, кто ушел в мир иной, как не молитвой? Конечно, можно прийти в Радоницу на могилку, прибрать её, положить цветы, но это в большей мере надо нам, а не тому, кто лежит в могиле. Душа покойного не требует венков и цветов, не требует наших слез, ей не предложишь чашку чая и не накроешь теплым пледом, зато можно согреть ее теплым словом молитвы.
Молитва за усопшего оказывает великое благодеяние, ведь православные христиане просят о том, чтобы Господь простил умершему всякое согрешение вольное и невольное. Каждый человек в своей жизни грешит, и если не приносит должного покаяния, то забирает их в мир иной, грехи – это то единственное, что мы можем взять с собой, попрощавшись с земным миром. Грехи – это груз для души, они не дают насладиться общением с Богом, большие грехи являются причиной адских мучений. Человек может изменить свою участь при земной жизни, а в загробной у него такой возможности нет, поэтому Церковь молится за умерших и ходатайствует за них перед Богом.
Многих наших близких нет с нами уже давно, но мы тянемся к ним с любовью больше, чем к живым. Мы ждем встречи в загробном мире со своими близкими и горячо любимыми людьми. Пожалуй, это лучший повод для того, чтобы в поминальный день зажечь в храме свечу и послушать слова панихиды. Если мы молимся за умерших, то и они молятся о нас.
Священник Алексей Паркачев, клирик Воскресенского кафедрального собора г Кызыла